Рисование для детей – это чудо-занятие.
Оно является одним из основных, естественных, наряду с игрой, видов
деятельности. Проживая каждый новый день, ребенок делает для себя важные открытия,
получает свежие впечатления, встречает много интересного, неразгаданного,
необычного, что вызывает положительные, а иногда отрицательные эмоции. И
все это ребенку, так уж он устроен, нужно пережить, пропустить через себя,
зафиксировать в рисунке. Поэтому перед нами - воспитателями, и вами - родителями
стоит задача этот период не упустить, а использовать его как можно эффективнее
для развития детского творчества. А еще рисование – это развитие мелкой моторики,
творчества, фантазии, воображения, выражение своего видения мира.
Дети
начинают рисовать предметные рисунки только после освоения фразовой речи, т.е.
не ранее двух-трех лет. На этой стадии «каракулей» ребенок учится проводить
линии, удерживать кисточку или карандаш в руке. И здесь надо помочь ему -
научить правильно держать карандаш.
Правильный, трехпальцевый хват нужно формировать постепенно.
Сначала ребенок учится брать предметы большим и указательным пальцами. И в этом
помогут специальные игры.
1) Игры с крупами:
Чаша с гречкой
Вам
понадобятся: большая чаша и 1 кг гречи. Наполняем чашу до половины крупой и
предлагаете вашему малышу.
Как работать: Продемонстрируйте как вы опускаете руки в
гречу, как набираете немного крупы в кулак и высыпаете обратно. Малыш сразу же
начнет повторять упражнение. Затем вы можете спрятать в гречу
несколько мелких предметов, на глазах у ребенка достать один из них и
предложить поискать еще. Ребенок будет с интересом доставать предметы,
разглядывать их и в меру своих речевых способностей называть.
Для чего нужно: Греча является замечательным «массажером» для
пальчиков и ладошек. Регулярные процедуры такого «массажа» способствуют
стимуляции нервных окончаний кистей рук и развивают их мелкомотрные функции.
Также упражнение способствует развитию концентрации и снятию нервного
напряжения. Поиск предметов и называние их способствует развитию речи и
расширению словарного запаса ребенка.
Пересыпание
ложкой
Вам понадобятся: две небольших миски, любая крупа (например, чечевица),
глубокая ложка.
Как работать: поставьте материал перед ребенком и сядьте со
стороны вашей ведущей руки. Скажите: «сейчас мы будем пересыпать» и медленно
покажите, как с помощью ложки совершить пересыпание из одной емкости в другую,
предложите малышу тоже попробовать.
Для чего нужно: развитие координации движений, аккуратности и
внимания, развитие умения пользоваться ложкой.
Вкладывание
фасоли в бутылку
Вам понадобятся: Бутылка или иной сосуд с узким горлышком,
небольшая миска с фасолью или иными бобовыми.
Как работать: поставьте материал перед ребенком и медленно
покажите как тремя пальцами («пинцетный» захват) мы берем одну фасолину и
опускаем ее в бутылку. Предложите малышу повторить упражнение. Когда малыш
освоит этот прием, предложите ему поработать и другой рукой, а затем двумя
руками по очереди.
Рисование на
манке
Вам понадобятся: Плоская широкая тарелка с бортиками или поднос,
немного манки. Необходимо, чтобы манка равномерно покрывать дно тарелки или
подноса тонким слоем.
Как работать: поставьте материал перед ребенком и сядьте со
стороны вашей ведущей руки. Покажите малышу как с помощью указательного пальца
можно «рисовать на манке», предложите малышу порисовать таким образом.
Для чего нужно: развитие координации, умения концентрироваться,
снятие нервного напряжения, развитие фантазии, подготовка руки к рисованию.
2) Игры с
прищепками.
В играх с
прищепками малыш задействует большой и указательный пальцы, которые в
дальнейшем берут на себя основную нагрузку при держании карандаша или
фломастера. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с
движением по удержанию карандаша, и прилагается аналогичное усилие. Подспудно в
играх с прищепками для детей развиваются речь и творческое воображение,
формируются сенсорные и пространственные понятия.
Цветной круг: нужно круг разделить на 4 цвета: красный,
желтый, зеленый, синий и подобрать прищепки таких же цветов, если не
удается подобрать прищепки по цвету, можно на деревянные изделия наклеить
полоски соответствующих цветов.
Как работать: поставьте материал перед ребенком и
покажите как двумя пальцами мы берем одну прищепку и цепляем к сектору
круга, подходящему по цвету. Предложите малышу повторить упражнение.
Для чего нужно: В игре закрепляются основные и
промежуточные цвета, развивается мелкая моторика рук.
Поделки из
прищепок: Вырежьте из картона различные фигуры: елку, ежика, кота, солнце
и т.д.
Как работать: предложить ребенку самостоятельно прищеплять
прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к
тучке, хвостик к птичке и тому подобное).
Необходимо
понимать, что прикрепление прищепок очень сложное для ребенка задание. Не
пытайтесь добиться результата сразу. Для начала выполняйте упражнение вместе с
ним.
3) Игры с
пинцетом.
Научите ребенка
перекладывать пинцетом из одной емкости в другую маленькие игрушки, кусочки
поролона, макароны, раскладывайте пинцетом маленькие фасолинки.
4) Осваиваем
захват карандаша или кисти
После 3 лет можно
показать следующий прием. Поставьте карандаш острием вниз на стол, держите его
левой рукой. Три пальчика правой руки сложите в щепотку, и поставьте их на
верхнюю часть карандаша. Теперь медленно спускайте щепотку вниз по карандашу.
Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно примут правильное
положение.
5) Учим рисовать
линии
Чтобы малыш
смог нарисовать то, что задумал, ему просто необходимо научиться выводить
карандашом самые разные линии — прямые, волнистые, замыкать их в круг, овал и
т.д. И если нам, взрослым, ничего не стоит прочертить карандашом любую линию,
то для малыша это настоящий труд. Ребенок еще не научился контролировать
движения руки и ему еще сложно управляться с письменными принадлежностями.
Поэтому один из
первых приемов, которому вы можете научить юного художника, — это рисовать
линии. Для этого предложите ему поиграть в следующие игры.
Дорисуй
картинку. Предложите ребенку дорисовать недостающие детали. Пусть сначала это
будут просто прямые линии, например: ниточка для шарика, стебелек для цветка,
лучики для солнышка и травка.
Совместно с
детьми рисуйте картинки, где часть рисунка будете рисовать вы, а малыш будет
дорисовывать недостающие детали. При рисовании сочиняйте рассказ о том, что
рисуете. Можете брать любимую игрушку малыша, где она будет играть главную
роль. Например, машинка едет по дороге через поле, луг, обсуждайте что она
видит, что встречается ей на пути и пусть он раскрашивает ваш совместный
рисунок, а вам надо показать, как правильно штриховать, не выходя за контур.
Учить
наносить штриховку надо слева направо, как мы читаем, что поможет в
дальнейшем с чтением.
Трафареты. Научите
малыша рисовать с помощью трафарета. Сейчас в магазинах представлен широкий выбор
трафаретов на разные темы: животные, овощи, фрукты, морские обитатели и
т.д.
Обведи предмет. Положите
на лист бумаги стаканчики, кубики, рамки и вкладыши и обведите цветным
карандашом. Затем совместите с нарисованной на бумаге фигурой соответствующий
предмет. Эта игра учит обводить плоские фигуры, а также соотносить плоскостное
изображение и его контур.
И конечно, не
забывайте обводить ручки малыша — это занятие доставляет большую радость
маленьким художникам. Можете вместе с ним пофантазировать и превратить
обведенную ручку в петушка, грибочки, цветы и многое другое.
Желаем вам
творческих успехов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий