Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя. (В. Сухомлинский)
Не только в
детском саду, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет
таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно
читать, прививать интерес к чтению, так как роль книги в жизни человека
огромна. Хорошая книга – воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена
великие люди призывали к чтению. Антон Павлович Чехов говорил: «Чтобы
воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».
Сегодня, когда
наши дети только постигают азы чтения необходимо помочь им полюбить книгу, так
как неумение читать не только отрицательно влияет на успех ребёнка в обучении,
но и на его общее развитие. Пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему
книги. Когда он научился читать, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот
теперь-то отдохнуть. А ведь это неверно.
Значение книг
для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление
ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Именно родители
читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его
предпочтений и читательских вкусов.
Читать нужно
вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически
книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения:
где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается
логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять
предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме
того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.
Опыт
показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки,
став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык,
развивает фантазию.
Считается, что
читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух.
Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него
больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте
ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.
Дети имеют
огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного
развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не
умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же
у мамы или папы найдется для них время.
Чтобы ребенок
рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями,
личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью и совместное чтение
дает такую возможность.
Аспекты
развития ребенка, затрагивающиеся в процессе совместного чтения:
Удовлетворение
потребности в безопасности
Когда ребенок
сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во
время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и
безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие
моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.
Чувство
ценности и значимости своего «Я» и своих интересов
Когда родители
читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него
темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется
представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны
(так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).
Формирование
ценностей
Книга влияет на
нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают
различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром
ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои
книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство,
сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих
ценностей в жизни ребенка.
Отреагирование
значимых переживаний
Книга – это и средство
отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с
которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок
совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и
трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих
собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может
много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно
его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не
может справиться в реальности.
Обучение новым
или необходимым моделям поведения
Через книгу
ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться
цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных
жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение
дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что
понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь
ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.
Десять «почему» детям необходимо читать книжки.
1. Благодаря
чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит
маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
2.Чтение
развивает мышление.
3.Из книг
ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира.
4.Книга
объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
5.Работа с
книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит
детей мыслить образами.
6. Чтение
развивает познавательные интересы и расширяет кругозор
7. Из книг и
периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе,
технике, истории и обо всем, что его интересует.
8. Книги
помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства
очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как
он.
9.Книги
помогают детям понять других.
10. Читая
книги, написанные писателями других культур других эпох, и, видя, что их мысли
и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от
предрассудков.
Хорошую детскую
книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует
духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости,
доверительности. Книга объединяет поколения. Книги – помощники родителей в
решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о
добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить
в положение других людей. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и
развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят
утешение и указывают выход из трудного положения. Чтение – самое доступное и
полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка
занятие.
Как правило, в
семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная,
доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно
рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень
насилия и семейной дисгармонии.
Памятка для
родителей:
- До или во время чтения книги выясните значение трудных или не знакомых
слов.
- Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового он из нее узнал.
- Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
- Какие слова или выражения запомнились ему?
- Чему учит эта книга?
- Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из
книги или выучить наизусть
РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ:
БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ, КОГДА ОН ЕЩЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛУШАТЕЛЕМ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий