четверг, 20 февраля 2020 г.

Консультация для родителей и педагогов "Как учить стихи с детьми играючи?"


- Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. «Какая речь! Какая память!» — восхищаются собеседники.
Не случайно так гордятся папы и мамы своими детками, которые читают наизусть А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова.
Зато как страдают те родители, чей ребенок не может запомнить стихи, как ни бьются, как ни стараются при этом все домашние.
Почему дети плохо запоминают текст? Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации — нет результативной деятельности. Чтобы не подорвать добрых отношений с ребенком, не требовать от него невозможного, можно воспользоваться некоторыми рекомендациями.
Для заучивания следует подбирать такие стихи, которые интересны ребенку,
помогают ему играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребенок обязательно захочет выучить то, что удивит его
друзей или облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего.
При разучивании стихов довольно часто используют принцип «повторенье — мать ученья». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь и другие виды памяти, например зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. Не забывайте, что самая сильная память — эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха — осязаемым, видимым, представляемым. Давайте разучим с детьми, например, стихотворение «Две синички» (слова народные). Сначала читаем ребенку  выразительно весь текст, а затем предлагаем его разыграть, изобразить. Показываем ребенку, как сделать руки «гнездышком», и просим представить, что там, в гнездышке, живут маленькие, дрожащие синички. Ими можно полюбоваться, поднести к лицу и согреть своим теплым дыханием, прижать к себе, а затем вместе с ребенком произносим слова и повторяем движения. (Каждый может придумать свои движения).

Сидят в гнезде две птички,               Руки детей, изображающие гнездышко,
Две маленьких синички.                       прижаты к груди, они согревают
Сидят, прижавшись тесно:                        птичек, которых полюбили.
Тепло в гнезде им вместе.
Но вот одна проснулась.       Одна рука изображает пальцами движение  крыльев,
Проснулась, встрепенулась,                        затем «взлетает» вверх.
И песенку запела,                                                    Вторая – у груди.
И к солнышку взлетела.
Вторая вот проснулась,                         Вторая рука повторяет движения первой.
Проснулась, встрепенулась,
И песенку запела,
И к солнышку взлетела.
И вот синички вместе                           Руки с пальцами – крыльями двигаются над
Под солнышком летают.                       головой, изображая полет птиц навстречу
Их солнышко своими                                                             друг другу.
Лучами согревает.
Вот вечер наступает,                      Руки плавно опускаются. Дети могут присесть
И солнышко садится.                                     на корточки («солнце село»).
Пора домой синичкам
Под вечер возвратиться.
Сидят в гнезде две птички,                    Руки снова складываются гнездышком
Две маленьких синички.                                      и прижимаются к груди.
Сидят, прижавшись тесно:
Тепло в гнезде им вместе.

Это стихотворение можно читать много раз, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» и под «тихий час», и под упражнения на зарядке, и под игры на улице. Главное, чтобы это была игра, в которой дошкольники «внутренним взором» видели, какие у птичек перышки, клювики, глазки, как они летают, поют, спят, отогревали их своим дыханием, прижимали к груди. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы. И у взрослого общение с детьми получается позитивным.
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой. Например, стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими).
Сложные стихи можно учить по строчке и читать по очереди, друг за другом. Эффективно использовать прием «от имени»: говорить текст от имени различных персонажей с соответствующей интонацией.
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, прочитайте детям «Два барана» С. Михалкова и изобразите их двумя руками, выставив пальцы-рога. Ваш показ и стихотворный текст, где описывается так легко узнаваемая ситуация «не уступлю, я первый...», обязательно заставят детей попробовать передать сценку встречи «на мостике горбатом».
Если дети четвертого года жизни не смогут изобразить баранов правой и левой рукой одновременно, они сделают это вдвоем (каждый «покажет» своего персонажа правой рукой). Для этого возраста не менее интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном театре.
Дети пятого года жизни разыграют сценку - стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах, а детям шестого года можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно разучить стихотворение: сначала диалог белого и черного баранов, а затем и слова автора.
Стихотворение С. Михалкова хорошо тем, что поучительно, даже нравоучительно, но без занудного дидактизма: вот вам пример, картинка из жизни, а вывод делайте сами. Дети умны и чутки, они догадаются, что не случайно у слова «баран» есть второе значение. Благодаря этим стихам дошкольники осознают переносное значение слова и необходимость уступать.
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь двоим нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил «Мэ-э,—
Ты в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
                                    (С. Михалков)

При разучивании некоторых стихов можно использовать построчное запоминание. Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего — и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой — короткие. Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы, и на этой лестнице «разложить» весь текст своего стиха, а потом мысленно шагать по ступеням и читать.
Примечание. Дейл Карнеги дает свои советы (законы) по улучшению памяти. Первый «закон» памяти — получить глубокое, яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:
а) сосредоточиться;
б) внимательно наблюдать.
Прежде всего старайтесь получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.
Второй «закон» памяти — повторение. Третий «закон» памяти — ассоциация: хочешь запомнить факт — нужно ассоциировать его с каким-либо другим. Для работы с детьми эти «законы» также применимы. Однако следует учитывать важность разыгрывания и «проживания». Учить не только игровому, но и целенаправленному произвольному запоминанию стихов тоже необходимо, но только старших дошкольников, так как произвольное запоминание — сложная интеллектуальная работа, связанная с мышлением.
К основным приемам произвольного запоминания относятся повторение текста и припоминание его. К. Д. Ушинский характеризовал припоминание как «труд, и труд иногда не легкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивость часто бывает ленность вспомнить забытое».

Комментариев нет:

Отправить комментарий