Недавно мы с детьми разучивали отрывок стихотворения А. Н. Плещеева «Сельская
песня».
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой...
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой...
Чтобы детям было
проще запомнить текст, я предложила им зарисовать каждую строчку стихотворения.
Такой прием запоминания информации называется
«мнемотехника».
Дело в том, что в
основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам
необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской
памяти в целом.
Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы
видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности
ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение
нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с
работой памяти.
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно
излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они
не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами
запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое
утомление и отрицательные эмоции.
Проблемы в речи детей:
- высказывания короткие;
- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
- отличаются непоследовательностью;
- содержат низкий уровень информативности;
Поэтому перед педагогами и родителями встаёт задача, как помочь детям, но
так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих
запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций,
организация учебного процесса в виде игры.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс
непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной
игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём
воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту
взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой
ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и
эффективное запоминание информации.
Мнемотехника помогает развивать:
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- восприятие;
- развивает кругозор;
- развивает все стороны речи.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному.
Её можно разделить на три этапа:
1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа
с мнемоквадратами.
2этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим
детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и
союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Мнемоквадрат - Структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.
Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо
предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение
обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.
Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С
помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки,
заучивать стихотворения.
Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое
слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е.
весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко
запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана
рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин,
описательный рассказ, творческий рассказ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий