Что воспитывает детский сад?
«В детском саду мой
ребенок ничем толковым не занимается. Он целыми днями только играет». Так
думают многие родители, не понимая, что именно в совместных играх и шумных
развлечениях их малыши обучаются весьма существенному - социальному поведению.
В возрасте от 3 до 6 лет формируются установки, определяющие, как мы будем
вести себя с нашими ближними, как мы будем помогать другим, считаться с ними,
но одновременно отстаивать и свои собственные интересы. Понятно, что
основы социального поведения закладываются в родительском доме. При встречах с
другими детьми в детском саду к ним добавляется новое качество: дети учатся
вливаться в группу, не отставать от других. Это сложный процесс, растягивающийся
на годы.
Контактность
«Можно с тобой
поиграть?», «Ты будешь в нашей группе?» В детском саду ежедневно завязываются
новые контакты, дети объединяются для игры, учатся не только заявлять о своих
желаниях, но и переносить отказ.
Поведение в
группе
Совместная игра
ставит перед детьми сразу несколько требований: надо договориться о ролях,
приноровиться друг к другу, оказывать и принимать помощь, решать задачи сообща.
Уже трехлетние малыши помогают друг другу, чтобы справиться с какой-нибудь
проблемой: сложить игру-головоломку, построить замок из песка. При этом важно
уметь выражать свои мысли. Чем лучше дети владеют речью, тем легче им
сблизиться друг с другом.
Чуткость
Это основная предпосылка нормального
социального поведения. Трех-четырех-летние дети по своему умственному развитию
еще не в состоянии представить себя на месте другого, взглянуть на что-то его
глазами. Однако они вполне способны проявлять сочувствие. Если товарищ по игре
плачет, потому что его с таким трудом собранный автомобиль развалился, то они в
виде утешения предлагают ему собственного плюшевого мишку, потому что им самим
в подобной ситуации он помогает. Но только с шести лет дети начинают понимать,
почему их товарищ по игре плачет, и предлагают ему снова собрать машинку
вместе.
Понимание
правил
Оно необходимо
для любой игры. Понимать правила и уметь пользоваться ими - это большой шаг в
умственном и социальном развитии. Например, игру в прятки осваивают даже совсем
маленькие дети. Ролевые игры доступны только с четырех лет. Ведь для этого надо
договориться о правилах: «Я хозяин собаки, а ты мой пес - и соблюдать их.
Способность
сдерживать желание
Для детей
детсадовского возраста это самое трудное. Даже у пятилетних бывают проблемы,
если надо становиться в очередь и ждать, когда придет твой черед. Маленькие
дети лишь с большим трудом могут преодолеть разочарование: проиграв, они тут же
разражаются слезами. Справляться с разочарованиями удается лишь детям школьного
возраста.
Скромность
Не быть в центре
внимания - для многих это что-то совершенно непривычное. Впервые им надо стать
частью группы, чтобы получить признание. Хорошая тренировка: в течение года
празднуется день рождения каждого ребенка, и в этот день все остальные
автоматически оказываются на заднем плане - важный опыт поведения в коллективе.
Дети учатся
правильному социальному поведению, в первую очередь, через собственные
переживания и опыт. Педагоги помогают создать фон для игрового опыта, вмешиваются
в случае конфликтов, уговаривают, если слабых исключают из коллективной игры,
разъясняют, почему необходимо внимательно относиться друг к другу. И они должна
быть примером, ведь дети очень наблюдательны.
Уважаемые взрослые! Давайте же вместе сделаем так, чтобы
детский сад стал для наших детей незабываемым островком детства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий