Ребёнок —
исследователь от природы. Ему всегда и всё интересно, он щупает, трогает и
пробует на вкус.
Опыты помогают развивать мышление, логику,
творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как? » и
«почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые
знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное
преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи,
недоступные при непосредственном воспитании. Знания, полученные во время
проведения опытов, запоминаются надолго.
Детское экспериментирование – это один
из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно,
что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен
жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто
распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на
все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие
любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном
театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться:
«много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о
себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется
пассивным учеником, равнодушно относящимся к любым
нововведениям.
Исследовательская деятельность детей
может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном
итоге познавательных интересов ребёнка.
В детском саду уделяется много внимания детскому
экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей,
создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах
созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех
центрах активности и уголках имеются материалы для
экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы,
часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать
и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии
и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для
эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать
много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: «Что быстрее растворится?» – морская
соль, пена для ванн, хвойный экстракт, – кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям,
особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно
устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько
одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и
цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду
и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в
приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь
воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами
ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без
ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к
справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время
любой деятельности.
Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная
краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как
он будет действовать, что будет делать? Не вмешивайтесь и не подсказывайте.
Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не
получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок
ребёнок найдёт верное решение.
Домашняя лаборатория.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая
деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень
за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший
способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие
вопросы. Для этого необходимо соблюдать простые правила: доступность и техника
безопасности вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей
среднего дошкольного возраста
«Спрятанная картина»
Цель: узнать, как маскируются животные. Материалы:
светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой
бумаге. Накрыть картинку красным прозрачным
пластиком.
Итоги:
Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет – не чистый, он содержит в себе
желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску,
сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от
хищников.
«Мыльные пузыри»
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка. Процесс: Наполовину
наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте. Окуните
соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку. Итоги: У вас должны
получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя
структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться
в тонкий слой.
Рекомендации
для родителей. Экспериментируем дома.
Тема:
«Лед-вода»
Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее
заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за
превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко
противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна –
это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло
(как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в
воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает
замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и
снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно
про-вести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого
противопоставления лета и зимы, весны и осени.
Тема:
«Твердое-жидкое»
При купании ребенка в ванной проведите эксперимент:
пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять
признаки твердости. Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в
лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду
можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.
Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет
с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все
меньше и меньше (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в
кружке), лед твердый и превращается в воду.
Тема:
«Жидкое – твердое»
Проведите «опыт» по плаванию парафина и его
отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе
с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим
контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается
в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за
отвердением парафина. Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру
холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед
(посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он
растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите:
«Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».
Тема:
«Испарение»
Проведите опыт по испарению воды во время кипения:
налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда
вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите
внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная
(появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).
Тема:
«Выпаривание соли»
Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из
соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль
растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и
почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в
воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения
соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль
размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).
Тема:
«Конденсация»
Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для
этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с
холодной водой).
Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и
поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное
стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды.
Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это газообразное
состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной
поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.
Тема:
«Свойства веществ»
Обратите внимание детей на различную форму, которую
принимает вода в различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке,
половнике, в аквариуме и т.д.
Налейте воду в разные сосуды и поместите в
морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого
сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой
он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он
замерзал.
Тема:
«Воздух и его свойства»
Дайте ребенку во время купания в ванной надувную
игрушку или игрушку – свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и
наблюдайте за тем, как из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать,
как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушки.
Тема:
«Воздух вокруг нас»
Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти
заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который
движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.
Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь
в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли
что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх
дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух.
Обсудите с ребенком проведенные опыты.
Тема:
«Два апельсина»
Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как
хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду:
он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина
много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».
Тема:
Разный «характер» у яиц
Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца
(всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не
слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести.
Попробуйте объяснить, что в вареном яйце есть постоянный центр тяжести (как
точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как
бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.
Тема:
«Чистый лед»
Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.
Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом
океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной,
соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у
ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже
будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая
и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и
чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся
ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.
Тема:
«Куда делась вода?»
Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите
такой опыт. Для этого ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный
шарик, завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй
конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть малыш
сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или
почитайте ему. Через 20-30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но
ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась
вода?
Когда воды в ванне наберется достаточно много,
веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается
уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но
ведь утонуть он не может), он поднимается вместе с водой до критического
уровня, а потом выдергивает
пробку.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях
лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности,
направленной на познание окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность,
тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он
развивается. В процессе организации познавательно – экспериментальной
деятельности предполагалось решение следующих задач:
– создание условий для формирования целостного
мировоззрения ребёнка средствами экспериментирования;
– развитие любознательности, умение сравнивать,
анализировать, обобщать;
– развитие познавательного интереса в процессе
экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;
– умение делать выводы, а также развитие внимания,
восприятия, мышления;
– создание предпосылок формирования практических и
умственных действий.
Очень тесно связаны между собой
экспериментирование и развитие
речи.
Это хорошо прослеживается на всех этапах
эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при
подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
Не требует особого доказательства связь
экспериментирования с формированием элементарных математических
представлений.
Во время
проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять,
сравнивать, определять форму, размеры. Всё это придаёт
математическим представлениям реальную значимость.
Важную роль в формировании детского
интереса к экспериментальной деятельности играют родители. Абсолютно
правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать
новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность
предметов, явлений, действительности.
Следуйте совету В.А. Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так,
чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте
всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз
возвратиться к тому, что он узнал».
Вот
несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской
активности детей.
«Что
необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской
деятельности дошкольников»
– Поощрять любопытство, которое порождает
потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в
исследовании.
– Нельзя отмахиваться от совместных действий с
ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности
к нему взрослых.
– Предоставлять возможность ребёнку действовать с
разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя
в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это
интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и
недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к
потере всякого интереса к этому виду деятельности.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое
дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша
положительная оценка для него важнее всего.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают
активность и самостоятельность ребёнка.
Если у Вас возникает необходимость что-то запретить,
то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что
можно или как можно.
В общении с живой природой воспитывается
у детей любовь к родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты,
человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы
взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все
поступки, совершенные при них в отношении живых существ.
Нам надо научить малыша любить и уважать все живое:
цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться
любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых
существах.
Источники этих знаний – художественная литература,
рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с живыми
существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем
учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на
прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на
берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной
ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.
Любовь к природе воспитывается в деятельности –
можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за
животными.
Несомненно, общение с
живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий